МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. i xxi


XX ←  → XXII

Cum peteret regem, decepta satellite, dextra 119
ingessit sacris se peritura focis. 120
Sed tam saeva pius miracula non tulit hostis, 121
et raptum flammis iussit abire virum. 122
5Urere quam potuit contempto Mucius igne – 123
hanc spectare manum Porsena non potuit. 124
Maior deceptae fama est et gloria dextrae – 125
si non errasset, fecerat illa minus. 126

Петровский Ф. А.


Вместо царя слугу поразила рука по ошибке,
и на священном огне в жертву себя принесла.
Доблестный враг не стерпел, однако же, этого зверства,
и, от огня оттащив мужа, его отпустил.
5Руку, которую так бесстрашно Муций решился
сжечь на презренном огне, видеть Порсена не смог.
Бо́льшую славу и честь, обманувшись, рука заслужила;
не ошибися она — меньше б заслуга была.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 34—35.


Здесь говорится о римском герое Муции Сцеволе, который проник в лагерь этрусского царя Порсены с целью убить его. Порсена хотел сжечь его живьем, но Муций, чтобы доказать царю свое бесстрашие, положил свою правую руку на огонь, и стал жечь ее не издав ни единого звука. Порсена был этим так поражен, что отпустил Муция в Рим.

Север Г. М.


Жертвой наметив царя, десница слугой обманулась,
и на священном огне в жертву себя принесла.
Враг благородный не снес такого жестокого дива,
волю тогда от огня мужу отъятому дал.
5Руку, которую смог, огонь презирая горящий,
Муций бестрепетно сжечь, Порсена видеть не смог.
Чести и славы такой стяжала десница ошибкой,
и без нее бы таким подвиг великим не стал.

О Г. Муции Сцеволе Корде (C. Mucius Scaevola Cordus; VI—V до н.э.), легендарном римском герое, юноше-патриции. Согласно легенде, Муций попытался убить царя Ларса Порсену (Larth Porsenna; VI—V до н.э.), царя г. Клузий в Этрурии, осадившего Рим в 509 до н.э. Муций пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Муция схватили; тогда он объявил Порсене, что сам — только один из 300 римских юношей, поклявшихся убить Порсену любой ценой. От него стали требовать раскрыть детали этого замысла, и стали угрожать пыткой и смертью. Тогда Муций протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь, и держал там пока она не обуглилась. Этот поступок так поразил Порсену, что пленника отпустили, и царь заключил с Римом мир. За потерю правой руки Муция прозвали «Сцевола» (Scaevola; от scaeva, левша). Ливий II XII (6—16):

(6) Придя в лагерь, попал он в густую толпу народа перед царским местом. Там как раз выдавали жалованье войскам, и писец, сидевший рядом с царем почти в таком же наряде, был очень занят, и воины к нему шли толпою. Боясь спросить который из двух Порсена, чтобы не выдать себя незнаньем царя, он делает то к чему толкнул его случай — вместо царя убивает писца... Он был схвачен царскими телохранителями, и его приволокли к царю... Даже в столь грозной доле не устрашаясь, а устрашая, он объявил: «Я римский гражданин, зовут меня Гай Муций... Не один я питаю к тебе такие чувства, многие за мной чередою ждут той же чести... Такую войну объявляем тебе мы, римские юноши; не бойся войска, не бойся битвы, — будешь ты с каждым один на один».

(12) Когда царь, горя гневом и страшась опасности, велел вокруг развести костры, суля ему пытку, если он не признается тут же что скрывается за его темной угрозой, сказал ему Муций: «Знай же сколь мало ценят плоть те кто чает великой славы!» — и неспешно положил правую руку в огонь, возожженный на жертвеннике. И он жег ее будто ничего не чувствуя, покуда царь, пораженный этим чудом, не вскочил вдруг со своего места и не приказал оттащить юношу от алтаря... Тогда Муций, как бы воздавая за великодушие, сказал: «Поскольку в такой чести у тебя доблесть, прими от меня в дар то чего не мог добиться угрозами — триста лучших римских юношей, поклялись мы преследовать тебя таким способом. Первый жребий был мой; а за мною последует другой кому выпадет...»

Об инсценировке подвига Сцеволы на играх VIII XXX, X XXV.


2. На священном огне. На горящем жертвеннике.

3. Благородный. Амбив. Pius: 1) благородный, справедливый; 2) милосердный, милостивый.

7—8. Если бы Муций не ошибся и убил вместо царя писца, его слава оказалась бы меньше той которую он стяжал таким эффектным поступком оставшись в живых. Тем более если Порсенна действительно испугался речи Муция о трехстах юношах, и поспешил заключить с Римом мир; в таком случае Муций одолел врага не победившей, а побежденной рукой. Ливий II XII (12—13):

Когда царь, горя гневом и страшась опасности, велел вокруг развести костры, суля ему пытку, если он не признается тут же что скрывается за его темной угрозой, сказал ему Муций: «Знай же, сколь мало ценят плоть те кто чает великой славы!..»

Сенека, «Нравственные письма к Луцилию» LXVI (53):

Разве поколебался бы я прославить искалеченную и обожженную длань Муция больше чем здоровую руку любого храбреца? Он стоял, презирая врагов и пламя, и смотрел как каплет с его руки кровь на вражеский очаг, покуда Порсенна не позавидовал славе того чьей пыткой любовался, и не приказал убрать огонь против воли Муция.

Тредиаковский В. К.


Хотевшая царя, слугу там поразила;
Солгавшись же, рука себя в огнь погрузила.
Но веледушный враг с сих див оцепенел;
И мужу без вреда от плам идти велел.
5Которую жещи сам Муций мог как дщицу —
На ту не мог взирать, в страх, Порсена десницу!
Се более весьма погрешшей славы ей —
Успехом было б тем геройства мнее в ней.

Впервые: Роллен Ш., «Римская история», СПб., 1761, т. 1, с. 208.


Сцевола происходит от греческого слова σκαιός, значащего «левый», посему Сцевола есть «левша» по-нашему.

Фет А. А.


Как, добиваясь царя, на стражника сбилась десница —
сгибнуть проникла она прямо в священный огонь.
Страшного дива не снес мягкосердечный противник,
и, из пыла схватив, мужу идти повелел.
5Руку, что, презря огонь, мог видеть Муций горящей —
эту руку уже видеть Порсена не мог.
Большая слава и честь обманутой вышла деснице;
не попадися в обман — сделала б меньше она.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. 1, с. 41.


XXI. О Порсене и Муции Сцеволе.


5. Муций, К. Муций Корд, плебей, со своим потомством получил прозвание Сцевола (левша), потому что в 247 г. от О.Г. он вместо Порсены убил его писца (здесь стражника), и в доказательство своей стойкости сжег свою правую руку на жаровне, объявив Порсене, что еще триста римских юношей поклялись убить его, что побудило Порсену к заключению мира.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016