МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. i xxix


XXVIII ←  → XXX

Fama refert nostros te, Fidentine, libellos
non aliter populo quam recitare tuos.
Si mea vis dici – gratis tibi carmina mittam.
Si dici tua vis – haec eme, ne mea sint.

Латышев В. В.


Ходит молва, Фидентин, будто ты не иначе народу
книжки читаешь мои как почитал бы свои.
Хочешь моими чтоб звались — стихи я пришлю тебе даром.
Хочешь чтоб были твои — должен ты их покупать!

«Гермес», Пг., 1910, № 7, с. 199—200.

Петровский Ф. А.


Мне говорят будто ты, Фидентин, мои сочиненья
всем декламируешь так словно их сам написал.
Коль за мои признаешь — поднесу я стихи тебе даром.
Коль за свои — покупай; станут по праву твои.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 36.

Север Г. М.


Ходит молва, Фидентин, что ты не иначе народу
книжки читаешь мои будто б то были твои.
Если изволишь назвать моими — пошлю тебе даром.
Если твоими — купи, чтоб не моими им стать.

Север Г. М., «Марциал, Эпиграммы, Книга I», Toronto, 2018, с. 21.


Эпиграмма «Фидентинова» цикла, о положении автора в Риме, при отсутствии авторского права; тж. I XXXVIII, I LIII, I LXXII. Серия эпиграмм к Фидентину отражает положение дел с авторским правом. В Риме право интеллектуальной собственности отсутствовало (на что Марциал неоднократно жалуется; напр. XI III 5—6). Возможность зарабатывать (и стяжать профессиональную славу) за счет чужого письма в Риме, таким образом, не ограничивалась. Поэтический и музыкальный таланты у древних считались даром богов, который эксплуатировать коммерчески было nefas (грешно, нечестиво). Поэты, музыканты были высшей кастой, в которой на любую коммерцию существовало негласное табу. Обязанность содержать эту касту возлагалась на «сильных мира сего». (Главные примеры — Варий, Вергилий, Гораций, покровительствуемые Меценатом; Вергилий, например, владел 10 миллионами сестерциев ex liberalitatibus amicorum (по подношениям друзей), в то время как ценз сенатора составлял 1,2 миллиона.) Ни у греков, ни у римлян вопрос о каких-либо роялти, подлежащих выплате автору с копий, не ставился сам по себе. Соответственно система обращения книг в Риме отсутствовала. Автор продавал свои книги в одной-двух-трех лавках, разделяя выручку с книготорговцем. Марциал продавался у Секунда, лавка которого находилась на рынке Паллады около форума Веспасиана (см. к I II 8). Ко 2-й половине I в. отношение к поэзии потеряло сакральность (следствием чего можно считать оформление художественной прозы как жанра в современном понимании; например, появление «Сатирикона» Петрония). Каждый купивший книгу мог, наняв переписчиков, устроить свое маленькое предприятие. Традиция обязательного меценатства за сто лет минувших с конца I в. до н.э. почти угасла; даже известнейшим авторам конца I в. приходилось жить за счет патронов и подношений-пожертвований. Это обстоятельство во многом объясняет чрезмерную лесть Марциала Домициану (который к ней был болезненно неравнодушен), таким неоднозначным лицам как Регул (см. к I XII), и пр. Марциал, в числе прочих, всю жизнь состоит клиентом и живет за счет расположенных к нему влиятельных лиц («дачки», «домики», «кусочки земли» упоминающиеся в его текстах — подарки патронов). Маленький «Фидентинов» цикл также предполагает, что ко времени выхода Книги I Марциал уже был известен и популярен, и давно являлся объектом прямого и косвенного плагиата (ср. к I I 1). Ср. II XX.


4. Ср. II XX.

Фет А. А.


Носится слух, Фидентин, что ты не читаешь народу
книжек иначе моих как бы то были твои.
Будешь моими их звать — пришлю я стихи тебе даром;
хочешь присвоить — купи, чтоб не моими им стать.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I, с. 45.


XXIX. Фидентину плагиарию.

Шатерников Н. А.


Мне говорят будто ты, Фидентин, мои сочиненья
всем декламируешь так точно их сам написал.
Коль за мои признаешь — стихи тебе даром отдам я.
Коль за свои — покупай; право получишь на них.

Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016