МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. xiv apophoreta lxi


LX ←  → LXII

Dux lanterna viae clusis feror aurea flammis,
et tuta est gremio parva lucerna meo.

LXI. Lanterna cornea.

Петровский Ф. А.


Скрытым огнем золотым свечу я, фонарь путеводный,
и безопасно во мне маленькой лампе гореть.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 402.


61. Роговой фонарь.

Север Г. М.


Скрытым огнем золотым с руки укажу я дорогу,
будет беспечно во мне маленький светоч гореть.

LXI. Фонарь из рога.


Представлял собой чехол из прозрачного материала (тонко выточенный рог или тонкий холст, чаще льняной), внутри которого находилась фитильная лампа (lucerna). Ср. с дешевым «бедняцким» XIV LXII из мочевого пузыря. ○ Плавт, «Амфитрион» 341:

Quo ambulas tu, qui Volcanum in cornu conclusum geris?..
Куда ты держишь путь, с огнем укрытым в роге?..

Приапеи, XXXII 13—14:

Ad me nocte solet venire, et affert
pallorem maciem_que larvalem;
ductor ferreus insularis aeque et
lanternae videor fricare cornu.
[Эта девушка] часто приходит ко мне ночью, и приносит
[свою] бледную худобу, подобную привидению;
а я, подобно кузнецу на острове,
натираю рог фонаря.

(Подобно кузнецу на острове. Как каторжный на кузнице при руднике на богатом рудой острове. Натираю рог фонаря. Сравнение вагины девушки с рогом фонаря как «мертвой», сухой и окоченевшей.)


1. Огнем золотым. О матово-золотистом свете который дает тонко обточенный рог.

1. До середины V в., когда в Антиохии (город в Передней Азии; совр. г. Антакья в иле Хатай Турции) было устроено регулярное освещение улиц смоляными факелами, улицы освещались лампами лавочников, привлекающих покупателей, и светом на храмах и святилищах (факелы и масляные лампы на стенах). Таких источников света было множество (это показывают, например, раскопки Помпей и Геркуланума), и как минимум городские и «микрорайонные» центры были освещены хорошо. Однако на окраинах было в общем темно, и передвигаться без фонаря было сложно, поэтому каждому приходилось решать вопрос освещения своего пути персонально; ср. о специальных рабах которые освещали дорогу (servus praelucens). Чтобы огонь на открытом воздухе не угас, лампы с чехлом представляли собой очевидное решение. VIII LXXV 6—7. ○ Петроний, LXXIX (1):

У нас не было факела, чтобы показать дорогу блуждающим, и безмолвие уже полуночной поры не сулило встречных огней; прибавить к тому опьянение и незнакомость мест, которая сбила бы с толку и днем...

Светоний, «Божественный Август» XXIX:

Юпитеру Громовержцу он посвятил храм в память избавления от опасности, когда во время кантабрийской войны при ночном переходе молния ударила прямо перед его носилками и убила раба, который шел с факелом.

(Юпитеру. Юпи́тер, божество латинского пантеона; бог неба, грома и молний, дневного света.)

Ювенал, III 284—287:

Свиты богатых людей всегда сторонится невольно,
встретив факелов строй да бронзовую канделябру.
Мне же обычно луна освещает мой путь, иль мерцанье
жалкой светильни, которой фитиль я верчу, оправляю...

Фет А. А.


Скрытым огнем золотой фонарь я указчик дороги,
и в середине моей малая лампа цела.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


LXI. Роговой фонарь.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016