МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. iv i


 → II

Caesaris alma dies et luce sacratior illa
Conscia Dictaeum qua tulit Ida Iovem
Longa, precor, Pylioque veni numerosior aevo
Semper et hoc voltu vel meliore nite
5Hic colat Albano Tritonida multus in auro
Perque manus tantas plurima quercus eat
Hic colat ingenti redeuntia saecula lustro
Et quae Romuleus sacra Tarentos habet
Magna quidem, superi, petimus, sed debita terris
10Pro tanto quae sunt inproba vota deo

Петровский Ф. А.


Цезаря радостный день, святее зари, что в Диктейском
Гроте Юпитер узрел, с ведома Иды родясь,
О, повторяйся, молю, ты дольше пилосского века,
Тот же являя всегда или прекраснее лик!
5Чествует долго пускай Тритониду в золоте Альбы
Наш властелин и дает многим дубовый венок.
Чествует пусть и века в обращенье великого лустра,
Ромула пусть он обряд, чтимый Тарентом, блюдет.
Вышние! Многого мы, но земле ведь потребного, просим:
10Можно ль, за бога прося нашего, скромными быть?

Эпиграмма написана ко дню рождения Домициана 24 октября 88 года, когда Домициану минуло тридцать семь лет.


Ст. 3. ...Пилосского века...  — т.е. возраста Нестора, царя Пилоса.

Ст. 6. Дубовый венок — давался победителям на играх в честь Юпитера.

Ст. 7. Великий лустр — лустром называлось очистительное жертвоприношение каждые пять лет. Великим лустром называлось празднество, которое должно было совершаться через каждые 110 лет.

Ст. 8. ...обряд, чтимый Тарентом... — жертвоприношение Плутону на Марсовом поле, на участке, называвшемся Тарентом.

Фет А. А.


Цезаря благостный день священней рассвета, в который
Ида, участья полна, Зевса-Диктея дала,
Долгий, молю, приходи я чаще чем старцу Пилоса
Все таким же лицом или и лучшим сияй.
5Сам Тритониде он пусть под Албанским золотом часто
Жертвует, много держа в дланях дубовых венков;
Люстром великим он пусть возвратные славит столетья
И торжества, что привык праздновать Римский Тарент.
Многого мы у небес, но земли достодолжного просим:
10Могут ли дерзкими быть просьбы о бое таком?

I. В день рождения Домициана.


1. Alma dies, благостный день рождения Домициана 24 октября (Свет. Дом. 1). Поэт ставит его выше дня рождения Зевеса.

2. Участья полна. Поэт хочет сказать, что гора Ида принимала участие в хитростях Реи, посредством которых Цибела вырывала у Сатурна детей, которых он поглощал, и между прочим Зевеса Критского или Диктейского, по имени Критской горы Дикты.

3. Поэт желает, чтобы день рождения чаще и блистательнее возвращался к Домициану, чем к Нестору.

5. Под Албанским золотом, — в золотом венце, в котором Домициан в Альбе празднует Квинкватрии, — ежегодное пятидневное торжество в половине марта в честь Минервы, которая по реке Тритону называлась Тритонидой.

6. Дубовые венки были наградой победителей в Капитолийских играх (см. прим. эп. 54, 1; IV, 1, 7).

7. Люстром великим. Люстр, очистительное жертвоприношение, совершаемое в конце 5-ти летней своей службы цензорами во имя всего народа; поэтому вообще пятилетний срок. Великий люстр, столетие с намеком на игры в честь столетия, празднуемые на одном месте праздного поля, прозывавшегося Тарентом. Торжество это праздновал и Домициан, Свет. Дом. 4.

10. Домициан носил прозвание «наш владыка и бог», Свет. Дом. 13.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016