МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

«и салон свой, и бильбилы высоты...»


© Север Г. М., 2010

Ты легко уходи с попутным ветром
к Тарракона испанского твердыням.
На колесах ты там поедешь быстро
и Салон свой, и Бильбилы высоты,
пять упряжек сменив, увидеть сможешь.
(X CIII)

Вы, горожане мои, из Августы-Бильбилы родом,
где под скалистой горой воды Салона бегут,
радует вас или нет поэта вашего слава?
Он — украшение вам, он — ваше имя и честь.
(X CIV)

Марциал упоминает Бильбилис неоднократно — в I XLIX, I LXI, IV LV, X CIII, X CIV, XII XVIII. Упоминания свидетельствуют о широкой известности города разведением коней, добычей золота, добычей железа, производством оружия. Свидетельства об известности города далеко за пределами своего региона разбросаны также по многим античным источникам. В начале I в. город в рамках урбанистической политики Августа получил статус муниципия Римской империи (municipium civium Romanum) — вольный город с правом самоуправления (соответственно с правом чеканки монеты), жители которого получают права римских граждан.

Статус муниципия обязывал поселение иметь определенный минимум функциональных сооружений:

1) форум с центральным храмом;
2) курия (curia; место заседаний городского управления);
3) театр (theatrum; место проведения гражданских собраний и театральных представлений);
4) базилика (basilica; торговое помещение, «ряды» — торговый центр города).

Благодаря тяжелым дорогостоящим работам город был реконструирован и получил облик и функции, соответствующие статусу муниципия — политического, административного и социального центра своего региона.

Вблизи города проходила римская дорога Цезарьавгуста (Caesaraugusta; столица Испании Тарраконской) — Эмерита (Augusta Emerita; столица Лалетании). Дорога соединяла северо-восток Испании с западной, центральной и южной частями. Всякий, путешествующий из Рима в центральную Испанию посуху, останавливался в Бильбилисе. Город также соединялся отдельной дорогой с портом Валентия (Valentia). Эти факторы имели большое значение в повышении социального и торгового статусов региона.

Путникам, приближающимся к городу по дороге, открывался величественный вид — центральный комплекс форума и театра на вершине холма; разбросанные по склонам утопающие в зелени дома, соединенные проездами, пандусами и лестницами; обширное кольцо стен, огибающих подножья треглавого холма Бамбола (Bámbola), на котором расположился город. (Сегодня эти вершины называются Bámbola, Santa Bárbara и San Paterno.)

Честолюбивые горожане придали городу облик, соответствующий положению, к которому они стремились и которого достигли — известная на всю Империю достопримечательность Кельтиберии, один из процветающих примеров урбанистической политики Августа. Municipium Augusta Bilbilis в свое лучшее время представлял собой региональный центр политической, экономической и социальной жизни имперского общества. Это был социальный и культурный фокус региона, предоставлявший местному населению все возможности современной урбанизированной жизни.

Реконструкция города на основе археологических данных. *

Бильбилис со стороны дороги Цезарьавгуста — Эмерита; вид на северо-восток. **

Римские дороги на Иберийском полуострове.

Географическое положение

Бильбилис расположен на крутом треглавом холме Бамбола, имеющем размеры 1500 на 800 м в основании и высоту до 200 м над уровнем реки. Место находится в 4,5 км к северо-востоку от современного г. Калатаюд в провинции Сарагоса. Холм контролирует большую прилегающую территорию до цепи Иберийский гор. С севера, востока и юга окружен сегодня неширокой рекой — Халон, приток Риботы. Во время Марциала река называлась Салон (Salo) и, по свидетельствам, была более многоводной. (Марциал упоминает Салон в X XIII, X XCVI, XII II, XII XXI, XIV XXXIII.)

Административное положение города в Римской империи — провинция Тарраконская Испания (provincia Hispania Tararconensis), конвентус Цезарь-Августианус (conventus Caesar Augustanus).

Современные координаты:
41°22′50″ с. ш. 1°36′12″ з. д. / 41.380556° с. ш. 1.603333° з. д.

Аэрофотография раскопов. *

Карта раскопов (цифры на карте соответствуют цифрам в скобках в тексте). *

Вид на долину Салона с поворота ко входу на раскоп; вид на восток. **

Долина Салона от южного подножья холма; вид на юго-запад. **

Дистанционный вид на Калатаюд от начала подъема к раскопу; вид на юго-запад. **

История города и реконструкции

Наиболее ранние постройки на холме датируются I—II вв. до н.э. Они представляют собой поселение лузонов, столицей области которых город в это время являлся. (Лузоны — древний доримский народ на севере Пиренейского полуострова, родственный кельтиберам; населял западную часть современной провинции Сарагоса и восточные районы провинции Сория.) Остатки поселения этого периода сохранились под постройками римского времени.

Во время завоевания Испании Римом, закончившимся Кантабрийскими войнами 29—19 до н.э., местное население перенимает культуру римлян. С началом правления Августа в городе и на прилежащих территориях поселяются колоны-италики и римские ветераны. Такие поселения проводились по всей империи в рамках новой политики урбанизации и романизации провинций. Интенсивные работы в городе начались во второй половине правления Августа (7 до н.э. — 14). Эти работы превратили Бильбилис в «образцово-показательный» провинциальный центр административной и культурной жизни — в соответствии с новой римской моделью. Раскопки 2000-х открывают картину значительной реконструкции, которая проводилась в соответствии с правилами римского градоустройства — в частности с требованиями, которые предъявлялись городу со статусом римского муниципия.

Трудности, которые встретили бильбилитяне при реконструкции, были решены прагматичностью римской архитектуры и эффективностью технологии. Осложненная рельефом коммуникация была организована посредством пандусов и лестниц, устроенных в критических местах. Планировка города была «колоритной» — трехмерной, контрастной в отношении классических римских (в частности, италийских) городов. При этом структура и правила классического римского города соблюдались с должной последовательностью. Продуманное зонирование, водоснабжение, канализация, стены, площади, фонтаны, кварталы общественные и частные — полноценный римский город в небольшом провинциальном городке, «римская мечта» провинциалов, стремящихся быть настоящими римлянами.

Стоимость реконструкции города в августианский период остается одним из главных нерешенных вопросов. Пока представляется, что стоимость комплекса работ 7 до н.э. — 37 гг. минимум в два раза превысила обычную для аналогичных строительств сумму. Этому послужили особенности рельефа, высокая технологичность и масштабность объектов, очевидная дороговизна отделки и украшений. Часть средств была предоставлена центральной администрацией Августа. Большая часть, очевидно, собственно горожанами — в частности представителями местной элиты, заинтересованной в повышении статуса города и, соответственно, собственного положения и престижа.

Город процветал на протяжении всего I в. В эпоху Антонинов (96—192) Бильбилис постепенно пришел в упадок. Причиной упадка считается интенсивная коммерциализация времен Августа и Тиберия — она не соответствовала реальному экономическому потенциалу района. На протяжении III в. город продолжал угасать и к началу домината (284) оказался наполовину заброшен. Большинство жителей перебралось в столицу провинции Цезарьавгусту — которая к этому времени осталась почти единственным привлекательным населенным пунктом для населения всей долины Эбро. Многие переселились в сельские усадьбы, разбросанные по долине Салона. К концу домината (394) город оказался заброшен полностью.

Малорезультативные попытки повторного заселения города датируются XII или XIII в., по находке небольшого средневекового некрополя.

История исследований

Огромный ущерб Бильбилису был нанесен в течение Средних веков. Тогда еще целые постройки заброшенного города превратились в каменоломню — неисчерпаемый источник высококачественных строительных материалов для всего окружения. Систематический демонтаж наиболее значимых сооружений города происходил на протяжении четырехсот лет (в XVI—XIX вв.). Каменные блоки и облицовочный мрамор были использованы при строительстве близлежащего поселка Уэрмеда (Huermeda), нескольких объектов в старом Калатаюде — Колледжа иезуитов, Семинарии благородных (Seminario de Nobles), Площади башен (Plaza de Toros), театра корриды.

Это разграбление привело к тому, что к началу XVIII в. от всех сооружений в пределах города остались только фундаменты. Сохранились также описания и указания на положения определенных объектов, составленные калатаюдскими монахами-иезуитами. Также было известно о значительной археологической коллекции, которую монахи собрали в течение 15 лет своих раскопок (1750—1765). Коллекция, включавшая помимо предметов повседневной жизни и монет многие надписи, исчезла вместе с роспуском ордена в 1763—1767.

В 1900—1910 небольшие раскопки организовал Карлос Рам де Виу, граф Самитье (Carlos Ram de Viu, conde de Samitier; 1862—1910). Он собрал новую коллекцию, растраченную после его смерти наследниками. (Некоторые экспонаты его коллекции, тем не менее, сохранились и находятся в фондах музея Калатаюда и музея провинции Сарагоса.) В 1917 Нарциско Сентенач (Narcisco Sentenach) и в 1933—1934 Адольфо Шультен (Adolfo Schulten) проводили раскопки на форуме; однако о результатах этих работ ничего не известно. Известно только, что Шультен пользовался некой картой Бильбилиса, предположительно составленной иезуитами; благодаря этой карте он сумел собрать коллекцию археологических предметов и монет, но о судьбе этой коллекции также ничего не известно.

Современные археологические исследования на территории Бильбилиса были начаты в 1971 и проводятся по настоящее время. Ими бессменно руководит Мануэль Мартин-Буэно (Manuel Martin-Bueno; историк, археолог и эпиграфист; уроженец Калатаюда; в настоящее время — профессор наземной и подводной археологии Сарагосского университета, директор музея Калатаюда). Почти вся информация и экспонаты, имеющиеся на сегодняшний день, были получены в результате археологических работ под его руководством. Серия зондирующих раскопов (в 1971—1975) позволила локализовать форум и все основные публичные и частные постройки, оценить степень их консервации. При этом были идентифицированы места исследований, которые проводили Сентенач и Шултен. Вторая фаза раскопок (1976—1989) позволила практически полностью вскрыть монументальную зону форума и часть театра, термы, нимфей и постройки частных лиц. Раскопки третьей фазы (1996—2004) были сосредоточены в городских секторах частной застройки и вскрыли несколько разнотипных домов-инсул вблизи терм.

Раскопки проводятся ежегодно в июле. В 2009 под сценой театра был найден последний на сегодняшний день значимый объект — голова статуи Августа «capite velato», высотой 43 см, выполненная из испанского мрамора. Все найденные движимые объекты хранятся в музее Калатаюда и многие из них доступны для обозрения. Это восстановленные фрагменты стенной росписи, гончарные изделия, стеклянная утварь, монеты. В 1976—80 территория, занимаемая городищем Бильбилис, передана в собственность государства. В настоящее время это охраняемый законом историко-археологический заповедник.

Вид на раскоп с юга. На среднем плане справа — стена форума; в центре — чаша театра с «перешейком» сцены; слева — подошва Бамболы, самой высокой вершины. На дальнем плане за театром — остатки жилых домов центральной части и нимфея. **

Южный склон холма под форумом; вид на восток с «перешейка» сцены театра. **

Форум (1)

Реконструкция муниципия началась с устройства форума, центральной площади — административного, общественного и коммерческого центра города. Строительство форума началось со сноса зданий, построенных в течение до- и цезарианского периодов (до 49—44 до н.э.). Под слоем форума были найдены остатки сооружений, принадлежащих как этому периоду, так и более раннему доримскому.

Расположение и монументальность форума «нового Бильбилиса» говорит о том, что город уже имел высокий статус; новое сооружение было призвано поднять этот статус еще выше. В этом был заинтересован каждый гражданин Бильбилиса, и в особенности представители местной экономической элиты.

Для возведения форума местность была тщательно рассмотрена с точки зрения «представительности», монументальности будущего строения. При выборе окончательного варианта сложность работ, очевидно, не учитывалась. Это повлияло как на стоимость, так и на сроки строительства — форум был начат вместе с театром (7 до н.э. — 14), но возводился дольше и полностью был окончен уже после смерти Августа, в правление Тиберия (14—37).

О дороговизне и сроках можно сделать вывод по анализу подписей к основаниям статуй, поставленным членам императорских семей и горожанам, принявшим участие в строительстве. Одна из статуй была установлена некому Луцию Эмилию (L. AEMILIVS), который, как представляется, сыграл ведущую роль в финансировании строительства. (По этим подписям также определяется, что в правление Антонинов (96—192) форум был реконструирован — очевидно, в правление именно Нервы (96—98) или Траяна (98—117), т.к. к середине II в. Бильбилис пришел в упадок).

Медленный темп и дороговизна строительства объяснялись сложным рельефом и выбранным в таком рельефе расположением форума — на вершине холма, доминирующего над окрестностями, на нескольких природных террасах, преобразованных посредством сложных работ. Также для украшения форума был заказан самый дорогой мрамор; статуи и барельефы доставлялись из лучших мастерских Рима. Все это значительно удорожало и задерживало строительство.

Форум был выполнен в виде прямоугольника, по периметру которого прошли два П-образных портика, обращенных друг к другу открытой частью. Нижняя часть форума представляла собой площадь размером 48,6 х 44,9 м, замкнутую нижним портиком; верхнюю доминантой занимал гекзастиль-периптерный храм (имеющий колоннаду по периметру, с шестью колоннами по фасаду), высотой 12 метров, выполненный в коринфском ордере. От нижней площади к храму вела монументальная лестница. По сторонам храма расположились нефы верхнего портика, в конце одного из которых находилась курия (цоколь курии хорошо сохранился). В нижнем портике находилась базилика.

На форуме были найдены недочеканенные монеты, что вызвало поиски чеканного двора, который был обнаружен в одном из нефов портика. Во время Августа, Тиберия и Калигулы город собирал значительные средства, большая часть которых использовалась провинциальными магистратурами; вдобавок, как вольный город, чеканил собственную монету для стимула экономики региона. Сегодня известно, что своя монета чеканилась в Бильбилисе еще до римского завоевания. Римские деньги чеканились при Августе, Тиберии и Калигуле — монеты имели надпись AVGVSTA BILBILIS на реверсе и имя текущего императора, на аверсе помещались профили и имена видных граждан города. Всего известны 15 бильбилисских монет — 10 выпущенных при Августе, четыре при Тиберии и одна при Калигуле.

Форум с самой высокой главы холма, вид на юго-восток. *

Вид на юго-восток. *

Вид на форум с центральной городской площади, вид на юг. **

Монеты Бильбилиса. *

Театр (2)

Театр являлся одной из главных функциональных единиц античного города. Это было место представления спектаклей, проведения празднеств, поэтических рецитаций и, в первую очередь, гражданских собраний. Строительство театра велось в течение второй половины правления Августа (7 до н.э. — 14). Обнаруженные пристройки и перестройки были сделаны позже, в правление Тиберия (14—37) и Клавдия (41—54).

Театр расположен смежно с форумом и соединялся с ним портиком и коридорами, в которых были устроены помещения для встреч и отдыха. Очевидно, что театр был спланирован таким образом, чтобы составлять с форумом единый комплекс, функционально доминирующий во всей социальной активности жителей. Театр в Бильбилисе был возведен по принципу старых греческих — на крутом естественном склоне, по которому правильными полуокружностями были устроены зрительские ряды. Склон был закрыт двухэтажной сценой в виде трех портиков (valvae), которая имела ширину около 20 метров.

На входе в театр, который был устроен напротив сцены на уровне самых верхних рядов, «галерки» (summa cavea), сохранились остатки маленького храма (sacellum). Судя по сохранившимся фрагментам изображений, это маленькое святилище было посвящено одному из членов императорской семьи (очевидно, самой Ливии Друзилле — жене Августа). Наличие этого маленького святилища указывает на прототип — театр Помпея в Риме.

30 рядов театра вмещали 4500—4600 человек. Театр должен был быть рассчитан на всю civitas (гражданский состав муниципия), и по этой цифре можно сделать вывод о населении Бильбилиса. Население агломерации (самого города и смежных хозяйств) — свободных граждан, солдат гарнизона и рабов (количество которых могло превышать свободное население в 3 раза) — таким образом, могло составлять до 13—14 тыс. человек. То есть Бильбилис был крупным значимым провинциальным центром своего времени.

Реконструкция комплекса форум-театр. *

Чаша театра; вид на северо-восток. *

Остатки передней колоннады сцены. *

Чаша театра; вид на северо-запад. *

Остатки подтрибунных сооружений театра под входом; вид на северо-запад. На дальнем плане — подошва Бамболы, самой высокой вершины. **

Вид на юго-запад от остатков сцены. **

Остатки комплекса форум-театр; вид на юг. На среднем плане слева — стена форума, справа — чаша театра. **

Остатки комплекса форум-театр; вид на юг. На среднем плане — чаша театра. **

Остатки комплекса форум-театр; вид на юго-восток. На ближнем плане — остатки служебных помещений комплекса; на среднем слева — стена форума. **

Остатки комплекса форум-театр; вид на юго-восток. На ближнем справа — место, где был расположен вход в театр и маленький входной храм; на среднем слева — стена форума. **

Остатки комплекса форум-театр; вид на восток. На дальнем плане на вершине — стена форума. **

Чаша театра; вид на северо-запад, на высшую главу холма. На среднем плане параллельно дороге — фундамент сцены. На дальнем плане справа — жилые дома центральной части. **

Термы (3)

Термы — так же как и театр — являлись обязательной публичной постройкой каждого римского города. Регулярное посещение терм было неотъемлемым атрибутом быта горожан. В Бильбилисе обнаружены остатки двух терм; также обнаружена ванная комната (balneum) в доме состоятельного горожанина.

Подробно изучены западные термы, расположенные на склоне холма Бамбола. Они имели скромный размер, соответствующий населению небольшого провинциального города. Здание обеспечивалось водой из нескольких ближайших цистерн (cisternae; подземные резервуары). Эти цистерны входили в общую систему водоснабжения (aquaeductio; водопровод). Промывочные воды отводились в городскую клоаку (cloaca; крытый канал для стока нечистот).

От постройки сохранились все главные помещения. Их планировка соответствует минимально возможному функциональному набору римской бани:

1) раздевалка (apodyterium) с ячейками для хранения одежды; 2) затем фригидарий (frigidarium; зал для холодных омовений); 3) затем тепидарий (tepidarium; зал для теплых омовений); 4) наконец кальдарий (caldarium; зал для горячих омовений).

В термах Бильбилиса была применена передовая по своему времени система отопления — гипокаустум (hypocaustum; отапливаемый снизу). Эта система обеспечивала подогрев пола в кальдарии. В числе служебных помещений обнаружена котельная (praefurnium). Сохранившаяся система нагрева представляет реконструкцию, предпринятую при Флавиях (69—96). Очевидно, эта реконструкция оригинальной постройки (которая датируется августианским периодом, 7 до н.э. — 14) была устроена именно для устройства гипокаустума.

Термы были украшены богатой росписью, высококачественной мозаикой и выложены дорогой мраморной плиткой. Украшением терм занималась группа италийских декораторов, работавших «на выезде» по всей территории долины р. Эбро — в Бильбилисе, Акробриге (Acrobriga) и далее до Кастильского плоскогорья (Месеты; Meseta). Эти мастера оставили собрание превосходных работ; их работа в Бильбилисе выделяется разнообразием композиционных решений и качеством материалов, использовавшихся для отделки — в частности красных и синих цветов очень высокой стоимости.

Помещения терм с их высокотехнологичной подачей воды и отоплением, раздевалка с ячейками для хранения личных вещей, schola labrum (галерея с сиденьями вокруг купального бассейна) в кальдарии, туалеты и богатое украшение терм — этот набор демонстрирует комфорт и удобство, которыми бильбилитяне украсили свою провинциальную жизнь. Это стало возможным с романизацией города и, в частности, с укреплением экономического положения региона.

Остатки терм. *

Термы. На переднем плане — кальдарий, на заднем плане — раздевалка. Видны ячейки для личных вещей. *

Термы и окрестности; вид на северо-запад. **

Нимфей — Дом нимф (4)

Крытый публичный фонтан, построенный в 1-й пол. I в. и реконструированный при Веспасиане (69—79). Представляет собой три полукруглых бассейна, снабжавшихся водой из отдельной двойной цистерны.

Остатки нимфея — за красным пластиковым забором; вид на север от входа в театр. **

Дома центральной части (5)

Остатки жилых зданий, расположенных в центральной «привилегированной» части города. Здания датируются I—III вв.

Одна из главных улиц Бильбилиса, ведущая от южного подножья холма к центральному комплексу. Вид на юг. На ближнем плане — остатки строений жилого комплекса центральной части. На среднем слева — западный край чаши театра; виден фундамент сцены.

Инсулы (5)

Как во всяком римском городе, жилые дома делились в основном на два типа:

1) Большие дома классической эллинистической традиции, с закрытым внутренним двором, характерные для богатых районов римского города. Такие дома немногочисленны: из-за особенностей рельефа, ограничивающего плоские поверхности, в Бильбилисе больше домов с отдельной кухней и открытым садом (в таких садах выращивались овощи и фрукты, как правило для внутреннего потребления).

2) Малоимущие жили в обычных многоэтажных инсулах (insula — отдельно стоящий дом, обычно с закрытым внутренним двором, предназначавшийся для сдачи внаем квартирантам). Инсулы, которые в больших городах могли быть до 6—8 этажей в высоту, в Бильбилисе были двух- и трехэтажные.

Под форумом и за ним располагались многочисленные мастерские. В городе производились металлические изделия, стеклянная посуда, ткани, которыми Бильбилис был славен на всю Империю. Это производство играло значительную роль в высоком торговом статусе города.

Остатки многоквартирной инсулы в районе терм. *

Остатки многоквартирной инсулы в районе терм (посередине; справа под навесом — термы). *

Остатки сооружений под форумом; вид на юго-восток. Слева — одна из главных улиц, ведущих от юго-восточного подножия холма к форуму. **

Сигнийский дом (6)

Жилой дом, названный так по материалу, использованному для отделки пола и стен. Материал назывался сигнин (signinus, по названию Сигния (Signia) — города в Латии, откуда происходит этот штукатурный состав). Дом, украшенный изящными фресками, датируется I в.

Дом Фортуны (7)

Жилой дом, названный так потому, что в ларарии (lararium — помещение для изображений ларов) сохранилось изображение богини Фортуны. (Изображение находится на экспозиции в музее Калатаюда.) Дом, построенный при Тиберии (14—37), был реконструирован при Флавиях (69—96).

Цистерны

Водоснабжение Бильбилиса является характерным примером римской инженерии. Бесперебойное снабжение горожан чистой водой было решено, так же как во многих других городах, посредством системы накопительных резервуаров — цистерн (cisternae). Это были подземные водохранилища, выложенные камнем и герметизированные цементом. Сохранились 62 цистерны различного типа и размеров. Цистерны были объединены в водопроводную систему (aquaeductio), выполненную из свинцовых и керамических труб (tubus — труба, трубопровод, канал).

Акведуков в Бильбилисе обнаружено не было; система, очевидно, пополнялась дождевой водой, колодцами и также, возможно, водоподъемниками, забиравшими воду из Салона. В пользу первого источника говорит факт, что некоторые цистерны Бильбилиса продолжали давать питьевую воду еще в XX веке.

Основная часть водопроводной системы датируется августианским периодом (7 до н.э. — 14). При Флавиях (69—96) система претерпела существенную реконструкцию.

Стены (8)

Просторную панораму города, с разбросанными по склонам холма зданиями и памятными сооружениями, завершает кольцо стен. Стены имели декоративно-идеологическую функцию. Они были построены не для укрепления, но для обозначения границ города и, еще больше, для демонстрации его значимости и престижа. Стены образуют неправильную окружность, адаптированную к рельефу и укрепленную квадратными башнями. Известны трое ворот, двое из которых были большими транспортными и одни — маленькими, для пешеходов. Маленьких ворот-калиток было, очевидно, больше, но сохранились остатки только одних.

Сохранившийся фрагмент основания стены. *

Линия стены по южному подножью холма. **

© Север Г. М., 2012. Использованы материалы Centro Municipal de Turismo Calatayud и Excmo, Ayuntamento de Calatayud.

Изображения и фото:
* © Manuel Martín-Bueno; J. Carlos Sáenz Preciado:
** © Север Г. М., 2010

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016