МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

м. валерий марциал, очерк


© Север Г. М., 2006

Марк Валерий Марциал — выдающийся римский поэт-эпиграмматист, в творчестве которого эпиграмма стала тем, что сегодня понимается под этим литературным термином. Марциал написал 1560 эпиграмм, которые составили 15 книг.

Биографические данные

Марциал родился в римской провинции Испания Тарраконская (Hispania Tarraconensis), в г. Бильбилис (Bilbilis, тж. Бильбила; сегодня в 4,5 км к северо-востоку от г. Калатаюд в провинции Сарагоса), в 39/41. Дата его рождения восстанавливается по эпиграмме X XXIV, написанной в 96/98; в этой эпиграмме он указывает мартовские Календы (1 марта) как свой день рождения и говорит, что ему исполняется 57 лет. О своих родителях Марциал упоминает только один раз, иронически (IX LXXIII); это упоминание о земле, которой, вероятно, владел его отец на берегах Салона (Salo; река, огибающая цепь холмов, на которых был расположен Бильбилис; X XCVI, 1—12). Также упоминаются дед и брат (IX LIV, 6). На родине Марциал получил грамматическое и риторическое образование. Марциал упоминает об учителях в VIII III, 15; IX LXVIII, 1—2; если эти упоминания относятся к учителям его самого, можно предположить, что школу и преподавателей он, по тем или иным причинам, не любил

В 60/63 Марциал приезжает в Рим (возможно для того, чтобы подготовиться к профессии адвоката). В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом. Это был последний период правления Нерона, известный заговором Пизона. После раскрытия заговора в 65 Лукан и Сенека, уличенные в участии, погибли, вскрыв себе вены по приказу императора. Марциал, оставшись без влиятельных покровителей, несколько лет бедствовал — до смерти Нерона в 68 и при его преемниках Гальбе, Отоне, Вителлии, Веспасиане (68—79). Чем занимался и как проводил жизнь — неизвестно.

В годы правления Тита (79—81) он становится известен как литератор, при Домициане (81—96) к нему приходит слава. В эти годы Марциал сближается с прославленными столичными литераторами: ритором Квинтилианом, поэтом Силием Италиком, сатириком Ювеналом, адвокатом и магистратом Плинием Младшим. Главным покровителем Марциала при Домициане, как представляется, являлся постельничий (cubicularius) Домициана Парфений (Парфений имел влияние, подчеркнутое ius gladii — правом носить при дворе меч). Марциал также поддерживал хорошие отношения с Регулом — известным доносчиком у Нерона, затем у Домициана. Регулу преподносится первая книга эпиграмм (I CXI). Важной покровительницей Марциала была также Полла Аргентария, вдова Лукана. Марциал был клиентом последней и, очевидно, также двух первых. Первый по частоте упоминаний патрон Марциала — поэт Аррунций Стелла. Он был земляком и, очевидно, родственником Марциала. Упоминается также Юлий Марциал, старый военный трибун, принимавший участие в конфликте Гальбы с Отоном. Он, несмотря на значительную разницу лет, был, очевидно, одним из преданнейших друзей и поклонников Марциала. Ему адресовано несколько эпиграмм.

В 80 публикуется первый сборник эпиграмм Марциала, написанный по поводу торжественного открытия амфитеатра Флавиев — Колизея — в 80. (Сборник называется «Liber de Spectaculis» традиционно; само название Марциалу не принадлежит и придумано издателями средневековых изданий.) После публикации сборника, который принес автору литературную известность, со стороны императора следует почетное вознаграждение: Марциалу жалуется «право трех сыновей» и соответствующие налоговые льготы. Во времена Марциала это исключительное право могли получать бездетные и даже холостые мужчины. О своем праве Марциал упоминает несколько раз (II XCII; III XCV, 5—6 и др.)

К 83/85 были написаны и опубликованы еще две книги стихотворений: «Xenia» и «Apophoreta» («Гостинцы» и «Подарки»). Сборники составлены из эпиграмм, предназначенных для сопровождения специальных подарков. Эти подарки посылались друзьям и ими обменивались в праздник Сатурналий в декабре. «Xenia» были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» — подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой.

С 83/85 регулярно (почти каждый год) появляются новые сборники эпиграмм, которые имеют большой успех. Вместе с ростом известности улучшается и материальное положение Марциала, хотя заслугой тому были не продажи книг. По поводу своего «всенародного признания» Марциал жалуется: «мой кошелек вовсе не знает о том»*. Книги Марциала продавались у троих книготорговцев; тем не менее своей относительной обеспеченностью поэт был обязан богатым влиятельным друзьям и милостям императора. Привилегии, дарованные Титом, были подтверждены и расширены Домицианом. Домициан пожаловал Марциалу звание всадника (сделав таким образом потомственным аристократом) и звание военного трибуна (III XCV, 9—10). Звание и соответствующее положение привлекло к Марциалу новых поклонников и покровителей и дало возможность как минимум жить не нуждаясь. В частности, к 94 в окрестностях Номентана у Марциала появляется небольшое поместье (VII XCIII, 5—6; X XLVIII, 19; X XCIV, 3; XIII CXIX, 1), около Рима — дача (подарок некого Лупа, XI XVIII), а в Риме вблизи Квиринала — дом. Несмотря на «всенародное признание», всадничество и относительный достаток, Марциал по-прежнему продолжает вести клиентский образ жизни.

К 87/89 Марциал отправляется в длительное путешествие — в Корнелиев форум в Галлии Цизальпийской (сегодня Имола на реке Сантерно в итальянской провинции Болонья). Там он пишет и издает третью книгу эпиграмм (III I, 1—2; III IV, 1—4). Вернувшись в Рим, Марциал не покидает его до тех пор, пока императорами не становятся Нерва, затем Траян (при них были написаны книги X и XI). Возможно, поэту не удалось снискать расположения преемников Домициана — в частности, возвысившихся при Нерве и Траяне лиц, ранее не благоволивших поэту. Возможно, пятидесятивосьмилетнему Марциалу просто стало трудно при «новых порядках», при которых старые покровители потеряли влияние.

В 97/99 Марциал покидает город, в котором прожил 34 года, и возвращается в родную Испанию, теперь уже навсегда (X CIII, 7—8; X CIV, 9—10; XII XXXI, 7; XII XXXIV, 1—2). Плиний упоминает, что снабдил его на дорогу деньгами, из чего можно предположить, что Марциал снова оказался в бедственном положении (Плиний, «Письма» III XXI, 2).

В 100/102, уже в Бильбилисе, Марциал публикует последнюю, двенадцатую книгу эпиграмм. В последние годы жизни поэт пользуется расположением некой Марцеллы (XII XXI), которая дарит ему поместье, где он проводит остаток дней (XII XXXI). Марциал также пользуется расположением некоторых влиятельных лиц — например, проконсула Макера, управлявшего провинцией.

Марциал умер между 101 и 104. Когда известие о его смерти достигло Рима, Плиний Младший написал в одном из своих писем: «Слышу, умер Валерий Марциал, горюю о нем. Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и желчи, но не меньше искренности» (Плиний, «Письма» III XXI, 1).

Тексты

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I в. Со времен последней гражданской войны, когда власть в 31 до н.э. взял в руки Октавиан Август, прошло больше ста лет. В течение первого века Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. Правление Августа принято называть «просвещенным»; при его приемниках Тиберии и Калигуле устанавливается то, что принято называть «террористическим режимом». «Террор» достигает апогея в середине I в., при Нероне, когда Марциал был молод. После относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита императором становится Домициан; на правление Домициана приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал признавал, что в эпиграмме уступает Катуллу (которому он отчасти подражает); однако именно он довел эпиграмму до возможного совершенства. Начиная от эпиграммы в основном значении этого термина, он подает ее максимально разнообразно: от сатиры-памфлета до элегии, от краткого острого двустишия до средней оды.

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые были хорошо известны в Риме, так и новыми латинскими. Первые известные нам собрания эпиграмм, текстам из которых подражает Марциал, относятся к I в.до н.э. В предисловии к книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример; но так пишет Катулл, и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

От эпиграмм предшественников и современников тексты Марциала отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Он отходит от традиционного элегического дистиха и использует семь размеров: 1) дактилический гекзаметр; 2) сотадей; 3) фалекейский одиннадцатисложный стих (любимый размер Катулла); 4) холиямб (также); 5) холиямбическую строфу; 6) ямбическую строфу; 7) ямбический сенарий.

Содержание эпиграмм также очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров, влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких; и пр.

Марциал — мастер малой и средней формы, легкой, живой, краткой импровизации. Язык Марциала четок и ясен. Он далек от искусственной риторики, в которой с самого начала (за небольшим исключением) вязла поэзия императорского Рима. Как свои «коронные» приемы Марциал наиболее эффектно и эффективно использует антитезу, параллелизм, сентенцию, повтор, неожиданную клаузулу. Виртуоз эпиграммы, Марциал в этом жанре намного превосходил современных ему эпиграмматистов — и, как оказалось, до сих пор превосходит последующих.

Характерная композиционная особенность эпиграмм — двух- или трехчастная структура, при которой последняя часть содержит заключение, которое не разумеется из предыдущих частей, но является «нелогичным». При двухчастной структуре эффект достигается антитезой двух строк (предложений): первая содержит «пролог», постановку, вторая — неожиданный вывод. Напр. II XIII:

И судье надо дать, и дать защите.

Секст, послушай совет. Дай кредиторам.

При трехчастной структуре первая часть содержит «пролог», вторая — вопрос, третья — неожиданный ответ. Напр. V XLIII:

Зубы Таиды черны, белоснежны Лекании зубы.

Вывод? У первой свое, куплено все у другой.

К этим схемам тяготеют все короткие «острые» эпиграммы (как правило, до 8 строк). В программных эпиграммах (как правило, более 8 строк) Марциал обычно пользуется развернутым сравнением-парадоксом, которое заканчивается логично, напр. I 53:

Есть, Фидентин, твоего страница одна сочиненья

в наших книжонках, печать ее господина бесспорна,

каждая строчка на ней — улика в подлоге с поличным.

Так груботканый среди цивильных нарядов поганит

сальный лингона башлык пурпурную тирскую тогу.

Так арретинский горшок бесчестит хрустальные вазы.

Так, ненароком когда на водах Каистра к созданьям

Леды прибьется ворона, поднимут несчастную на смех.

Так в многозвучном лесу благом афинянки священном

вздорная крякнет, Кекропову песню нарушив, сорока.

Книжкам моим не нужны ни подпись, ни суд в оправданье —

против тебя же страница твоя, заявляет: «Ворюга!».

Влияние

Уже по эпиграммам самого Марциала рисуется тот масштаб, в котором поэты выдавали его эпиграммы за собственные. Марциала читали и знали очень многие, и он сам был прекрасно осведомлен о своей известности. Его читают и в Британии Дальней и даже такой древнеримской глуши, как г. Вьен в Галлии Нарбонской. Отсюда Марциал, вполне в духе Горация, уже в восьмой книге сулит себе бессмертие:

Me tamen ora legent et secum plurimus hospes

ad patrias sedes carmina nostra feret...

Я на устах буду жить, и много с собой иноземцев

в отчей пределы страны наши стихи понесут...

(Это пророчество сбылось точно также как у Горация.) По поводу смерти Марциала также писал Плиний, что его ожидает слава и бессмертие:

Бессмертными его стихи не будут, как он писал; может быть и не будут, но писал он их так, чтобы были...

После смерти Марциала продолжали читать и высоко ценить по всему Риму. Например, император Элий Вер хранил Марциала вместе с «Искусством любви» Овидия у изголовья кровати и называл его «своим Вергилием». (Впрочем, такое соседство показывает, что императора, скорее всего, в большей степени привлекал обсценный аспект эпиграмм.) Между IV и VI вв. Марциала часто цитируют писатели-грамматики; ему подражают поэты Авзоний (IV в) и Сидоний Аполлинарий (V в.). В средние века Марциала знали по многочисленным антологиями; его потихоньку читали схоластики, «целомудренные» епископы и даже папы.

Марциал был одним из самых читаемых авторов Возрождения. Он оказал большое влияние на европейскую эпиграмму XVI — XVII вв. В XIV в. Дж. Бокаччо обнаружил и опубликовал рукопись с его эпиграммами. Позже, в XVIII в. Лессинг брал его в своих эпиграммах за образец и построил на их основе свою теорию эпиграммы. Марциалом интересовались И. К. Шиллер, И. В. Гете, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин.

Творчество Марциала представляет и огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал — непревзойденный реалист; он ясно и ярко умеет обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение — и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов». Он стал одним из самых выдающихся поэтов вообще.

Примечания

По поводу своего «всенародного признания» Марциал жалуется: «мой кошелек вовсе не знает о том». — Авторского права Рим не знал: издателем книги становился книготорговец, купивший у автора произведение. Приобретая произведение, издатель не приобретал исключительного права на его издание. Книга, вышедшая в свет, становилась «публичным достоянием»; каждый купивший мог отдать ее в переписку своим или наемным специалистам-переписчикам и открыть собственную торговлю. В точности положение дел с выплатой гонораров в Риме сегодня неизвестно; стать обеспеченным на литературный доход было, тем не менее, невозможно.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016